Наше опитування |
Яка проблематика потребує найбільшої уваги?
3. Обслуговування та ремонт житла5. Водопостачання та водовідведення
Всього відповідей: 2
|
|
Головна » 2010 » Серпень » 12 » Юрій Хіврич: Послуги ЖКГ повинні бути якісними, а тарифи справедливими
10:46 Юрій Хіврич: Послуги ЖКГ повинні бути якісними, а тарифи справедливими |
Міністр з питань ЖКГ України Юрій Хіврич надав інтерв’ю журналісту газети « Час регіонів» Галині Студенниковій , опубліковане в № 14(69) від 11 серпня 2010 року . Пропонуємо ознайомитись з публікацією (надається мовою оригіналу).
С приходом к власти в Украине новой команды во всех важных сферах жизнедеятельности наметились серьезные структурные реформы. Пожалуй, одной из самых масштабных и самых сложных из них является реформа жилищно-коммунального хозяйства. О главных шагах в этой сфере рассказал в интервью «Времени Регионов» министр по вопросам жилищно-коммунального хозяйства Юрий Хиврич.
— Юрий Егорович, с 1 августа в Украине возросла цена на газ для населения. Означает ли это, что уже в сентябре люди получат новые платежки за жилищно-коммунальные услуги? И почему киевляне уже получили квитанции с повышенными ценами?
— В Киеве, на уровне местной власти, два месяца назад утвердили решение о повышении цены на тепло и горячую воду. Это не связано с приведением цены на газ к себестоимости, и здесь нет газовой составляющей. Эти квитанции с новыми тарифами получили только киевляне по решению местной власти. Но даже в таком случае, жители столицы могут обратиться в органы социального обеспечения для того, чтобы им назначили субсидии.
А платежки, в которых будет учтено приведение цены на газ к экономически обоснованной, начнут приходить людям во всех регионах только в сентябре. Цена изменилась с 1 августа, а население платит месяцем позже, по факту полученных услуг и по факту потребления газа. Значит, горгазы отправят населению новые платежки — как для печки, так и для колонки. По теплу и по горячей воде новых цен до 1 сентября не будет.
— А откуда в наших платежках в конце лета берется долг за газ? В жэках говорят, что мол, горячую воду на некоторое время отключали, значит, люди подогревали на газовых плитах холодную и, таким образом, потребляли больше газа. Это справедливо?
— Согласно порядку, утвержденному Кабинетом Министров, жэки обязаны выполнять работы по горячей воде не более 15 дней. Эти 15 дней идут в зачет поставки горячей воды. Если свыше 15 дней работы продолжаются, тогда человеку платежка не выставляется.
— Сейчас в каждом населенном пункте разные тарифы, потому что они устанавливаются органами местной власти. Планируется ли их привести к одному уровню?
— Сейчас принят закон о регуляторе, в котором записано, что регулирование цен будет производиться согласно выделенной лицензии. Для работы с теплом и водой нужна такая лицензия. Мы в министерстве, например, выдавали такие лицензии на производство, транспортировку, реализацию тепла предприятиям с годовой мощностью 20 гекакалорий и выше. Таких предприятий по Украине 193. Им всем НКРЭ и будет устанавливать тарифы на горячую воду и тепло. Кроме этого, мы выдавали лицензии на воду и водоотведение городам с населением свыше 100 тыс. человек. В городах, где население меньше 100 тысяч, лицензии выдавали местные органы власти. Получается, что где население свыше 100 тыс.чел. – там НКРЭ будет регулировать тарифы, а где меньше – тарифы будут устанавливать местные власти. Но у нас сейчас есть возможность в областях создавать объединения, где цены будет также устанавливать регулятор.
Я приведу для примера Донецкую область. В этой области есть компания «Вода Донбасса». Она объединяет 21 водоканал — это 21 город. Во всех этих городах стоимость воды – около 3 грн за куб. м. Эта цена единая, независимо от того, работает предприятие убыточно или прибыльно. Поэтому для таких объединений цену будет устанавливать Киев, НКРЭ. Мы говорим сегодня всем областям – создавайте такие объединения, тогда у вас в регионе везде цена будет одинаковая, и цены будет устанавливать не местная власть, а Киев. Вот как можно уравнять цену на воду. Больше всего несправедливость проявляется при образовании цены на воду. Потому что одни районы водные — такие, как Киев, Запорожье, Днепропетровск, Херсон. Они находятся на Днепре, поэтому берут днепровскую воду, пропускают ее через очистные сооружения, подают ее в город и не тратятся на транспортировку на многие километры. А есть области маловодные, в которых затраты на транспортировку воды высокие. Например, в Запорожской области, чтобы подать воду в Бердянск, где качественной воды нет, приходится ее транспортировать почти на 100 километров. И все затраты по транспортировке ложатся на Бердянск. Мы считаем, что это неправильно — затраты по транспортировке государство должно брать на себя. И тогда цены на воду в Бердянске будут такими же, как в Мелитополе и Запорожье. Такие же проблемы нужно ликвидировать в Днепропетровской, Донецкой области и многих других. И тогда цена по Украине будет примерно одинаковой, плюс-минус 15-20%. А эту разницу государство будет покрывать за свой счет. Через тот же регулятор мы хотим цену выровнять, чтобы люди не страдали от того, что от них не зависит.
— Есть ли уже хотя бы приблизительные подсчеты, сколько средств сможет получить нефтегазовый комплекс от повышения тарифов?
— Мы не ставили перед собой задачу провести такие подсчеты. Наша задача сегодня – оплатить в полном объеме тот газ, который мы потребляем. Сейчас у нас задолженность за газ за прошлый отопительный сезон – 2,4 млрд грн. Из них 1 млрд – это разница в тарифах, которая сложилась из-за того, что в прошлом году из-за выборов не были пересмотрены цены. А остальные деньги – 1,4 млрд грн мы должны собрать у должников и отдать за газ. И наша задача – 100% рассчитываться за газ.
— А нет ли опасений, что в связи с повышением тарифов количество неплатежей резко возрастет?
— Действительно, такие опасения есть. Мы анализировали ситуацию, когда ранее росли цены, и видели, что, как правило, вначале платежей становится меньше, в процентном выражении. Но в денежном выражении несколько месяцев мы будем получать ту же сумму, что и раньше. А потом, через 2-3 месяца, ситуация выровняется. Ведь каждому человеку нужно получить платежку, оценить свои возможности по оплате, если у него есть соответствующее право, то получить субсидию. Поэтому первое время будет определенное процентное падение платежей. Но денежная масса падать не будет.
— А механизм начисления пени как-то поможет в этом вопросе?
— Пеня может заставить задуматься тех людей, которые могут платить, но не хотят. То ли из неаккуратности в своих расчетах, то ли из-за необязательности, то ли просто из-за нежелания... Пеня должна их дисциплинировать.
— Чем больше люди будут платить за ЖКУ, тем острее будет стоять вопрос об улучшении качества услуг…
— Вы правы, это основной вопрос – повышение качества услуг. И наша задача сегодня – это модернизация теплоэнергетики. Это установка новых котлов, сокращение потребления газа, установка тех элементов, которые дадут нам более четкую возможность соблюдения всех тепловых режимов. И то, что мы сегодня закрываем котельные, загружаем недогруженные котельные, ставим более новое технологическое оборудование – это дает нам возможность предоставлять более качественные услуги по отоплению.
Большая сложность по качеству услуг у нас остается за жилыми домами. Именно состояние жилых домов – составляет большую часть жалоб жильцов. Жалуются на забитые стояки, которые не промываются, на отсутствие нормального давления в трубах, и т.д. Поэтому сегодня мы уделяем большое внимание состоянию жилых домов.
Когда в жилом доме есть хозяин, дело обстоит проще. Тогда дом переходит на договорные отношения со всеми предприятиями – поставщиками услуг. А в таком случае, проще спросить у поставщика, почему та или иная услуга – некачественная.
Поэтому мы говорим, что один из главных компонентов нашей реформы – это создание Обществ совладельцев многоквартирных домов (ОСМД). В таком случае у дома есть хозяин.
К сожалению, сейчас многие жэки не контролируют, какая температура в теплосетях, какое давление пошло на дом, потому что у них нет нормальной системы наблюдения за каждым домом. Поэтому, когда у дома появляется хозяин, любая проблема этого дома будет видна, очевидна, и ее можно будет быстро устранить. При ОСМД в каждом доме есть свои счетчики – и четко видно, сколько тепла пошло на дом, ведется учет каждого часа. Должны быть и счетчики водоснабжения – сколько воды подавалось и когда именно. И если возникают какие-то претензии, будь-то по водоснабжению, или зимой по температуре в помещениях, то ОСМД может обратиться к поставщикам этих услуг, и проконтролировать выполнение работ.
На днях у меня состоялась очень хорошая поездка в Винницу, и я там увидел, как местная власть решила вопрос с качеством ЖКУ. У них есть диспетчерская служба, выведенная на компьютерную линию. У каждого коммунального предприятия есть компьютер. Получил диспетчер информацию о том, что где-то течет вода в подвале — эта утечка должна быть ликвидирована в течение трех часов. Как только такая информация появляется в компьютерной системе, она сразу поступает в жэк, а там диспетчер принимает заявку и направляет ремонтную бригаду на место вызова. А после того, как проблема решена, диспетчер может обратиться к тому человеку, который обратился с жалобой, так как его номер также хранится в компьютерной системе, и отчитаться, что утечку воды устранили. Вот так в Виннице решен вопрос контроля качества услуг.
В Виннице есть еще один показательный момент. Они сделали структурную перестройку в жэках. Там было 25 жэков, осталось только 12. Но оставили то же самое количество людей, увеличив обслуживание жилищно-коммунального фонда вдвое. Людям подняли зарплату. И с жэками заключены договора, чтобы они оперативно выполняли всю необходимую работу. Также введена отчетность жэков перед населением – там подписывают акты о всех работах и дают на них гарантию. Мы стремимся к тому, чтобы во всех городах Украины все было также оперативно. И о полной ликвидации жэков речь не идет. Главное – чтобы услуги были более качественны, и чтобы их выполнение можно было проконтролировать.
— Вернемся к Вашей поездке по регионам. Вы проверяете готовность к отопительному сезону. Какие главные проблемы можно выделить?
— Самая большая проблема – подготовка жилого фонда. Мы решили, что каждый акт должен будет подписывать специальный инспектор. И теперь, когда инспекция приходит в дома, то видит, где затоплены подвалы, где нет стекол или дверей, где не отремонтирована крыша. И в таком случае, акты не подписываются. Такая же проверка проходит в учебных заведениях разного уровня, медицинских учреждениях.
Кроме того, у нас есть вопросы к регионам по расчетам за энергоресурсы. Как я уже говорил, долги по газу очень большие – 2,4 млрд грн. Есть задолженность по электроэнергии. К сожалению, 138 млн грн – это долги по зарплате работников жилищно-коммунальной сферы, и мы требуем, чтобы к началу отопительного сезона этот долг был погашен.
Но главная задача – чтобы все школы, больницы, садики были готовы к отопительному сезону до 1 сентября. Ни о какой работе по подготовке к отопительному сезону этих учреждений после 1 сентября речи быть не может. Когда дети сядут за парты, никаких проблем уже быть не должно. Все школы должны быть готовы раньше.
Во-вторых, мы поставили задачу до 15 сентября подготовить к отопительному сезону жилищно-коммунальный фонд. Крайний срок этих работ – 1 октября. К этому времени все дома должны быть готовы, трубы промыты, котлы наполнены, оборудование проверено. Все должно быть, как говорится, в полной боевой готовности. И если будет резкое похолодание, то мы начнем отопительный сезон по школам, больницам, садикам – с 1 октября.
— Назовите основные этапы реформы ЖКХ – так сказать пошаговый план этих преобразований?
— В реформе ЖКХ намечено три основных шага. Первый и самый главный из них – определить хозяина жилого дома. И у нас на сегодняшний день есть для этого определенные резервы.
В Украине сейчас 215 тысяч многоэтажных жилых домов. Из них порядка 20% построены после 1985 г. Это дома, не требующие капитального ремонта. Остальные дома нуждаются в модернизации. В этих домах нужно только помочь людям создавать ОСМД, найти активных людей, обучить их, дать им всю законодательную базу, чтобы они отстаивали свои права.
А что мы имеем? Из 215 тысяч жилых домов только в 11 тысячах созданы ОСМД. Этого количества недостаточно. Но мы хотим решить эту проблему. У нас есть почва для реформ. У нас в министерстве действует Департамент по реформированию отрасли, и есть специальный сектор, который отвечает за подготовку кадров в системе ОСМД.
Уже есть договоренности с восемью украинскими вузами о том, что они будут обучать руководителей ОСМД. Потому что люди должны знать свои права и обязанности, должны ориентироваться в нормативных документах, регулирующих деятельность ЖКХ.
Вторая задача – перейти на договорные отношения со всеми службами, которые работают на дом.
И третья задача – финансовая стабилизация в нашей отрасли. Потому что когда предприятие работает убыточно, оно не может вкладывать деньги в дальнейшее свое развитие, и тем самым, не может повышать качество предоставляемых услуг.
— Если все шаги намечены, то каких изменений в законодательстве не хватает для быстрого и качественного проведения реформ в отрасли?
— Мы подготовили практически всю законодательную базу. У нас на сегодняшний день готовы практически все законопроекты, которые регламентируют деятельность отрасли. Один из главных документов – Жилищный кодекс. Подготовлен ко второму чтению законопроект о внесении изменений в закон о передаче предприятий жилищно-коммунального хозяйства в аренду – концессию. Это даст нам возможность привлечь инвестиции. Готов проект закона об определении теплотворных возможностей жилых зданий. Мы видим, что причина самых больших потерь тепла – состояние жилого дома. Нужно утеплять жилые дома. Но мы должны сегодня определить, на что делать основной упор, на какие элементы.
Наработки по законодательной базе у нас есть. Мы договорились, что с началом работы парламента будет выделен один день для рассмотрения законов, регулирующих деятельность жилищно-коммунальной сферы.
— То есть, свет в конце туннеля уже виден?
— (Улыбаясь) Мы его видим. По крайней мере, мы собрали команду, в которую входят настоящие специалисты, профессионалы своего дела. Это люди, которые долгое время работали в этой отрасли, знают все ее проблемы, и понимают, как их решить. И я думаю, что у нас все должно получиться.
Галина СТУДЕННИКОВА
|
Переглядів: 1054 |
Додав: Admin
| Рейтинг: 0.0/0 |
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі. [ Реєстрація | Вхід ]
|
Статистика |
Онлайн всього: 2 Гостей: 2 Користувачів: 0 |
|