Управління ЖКГ
Середа, 27.11.2024, 01:41
Меню сайту
Календар
«  Серпень 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбНд
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Наше опитування
Яка проблематика потребує найбільшої уваги?
1. Стан доріг
2. Благоустрій
3. Обслуговування та ремонт житла
4. Екологія
5. Водопостачання та водовідведення
6. Теплопостачання
7. Бродячі тварини
8. Вивезення ТПВ
Всього відповідей: 2
Головна » 2010 » Серпень » 12 » Юрій Хіврич: Послуги ЖКГ повинні бути якісними, а тарифи справедливими
10:46
Юрій Хіврич: Послуги ЖКГ повинні бути якісними, а тарифи справедливими
Міністр з питань ЖКГ України Юрій Хіврич надав інтерв’ю журналісту газети « Час регіонів» Галині Студенниковій , опубліковане в № 14(69) від 11 серпня 2010 року . Пропонуємо ознайомитись з публікацією (надається мовою оригіналу). 

С приходом к власти в Украине новой команды во всех важных сферах жизнедеятельности наметились серьезные структурные реформы. Пожалуй, одной из самых масштабных и самых сложных из них является реформа жилищно-коммунального хозяйства. О главных шагах в этой сфере рассказал в интервью «Времени Регионов» министр по вопросам жилищно-коммунального хозяйства Юрий Хиврич.

— Юрий Егорович, с 1 августа в Украине возросла цена на газ для населения. Означает ли это, что уже в сентябре люди получат новые платежки за жилищно-коммунальные услуги? И почему киевляне уже получили квитанции с повышенными ценами? 

— В Киеве, на уровне местной власти, два месяца назад утвердили решение о повышении цены на тепло и горячую воду. Это не связано с приведением цены на газ к себестоимости, и здесь нет газовой составляющей. Эти квитанции с новыми тарифами получили только киевляне по решению местной власти. Но даже в таком случае, жители столицы могут обратиться в органы социального обеспечения для того, чтобы им назначили субсидии.

А платежки, в которых будет учтено приведение цены на газ к экономически обоснованной, начнут приходить людям во всех регионах только в сентябре. Цена изменилась с 1 августа, а население платит месяцем позже, по факту полученных услуг и по факту потребления газа. Значит, горгазы отправят населению новые платежки — как для печки, так и для колонки. По теплу и по горячей воде новых цен до 1 сентября не будет.

— А откуда в наших платежках в конце лета берется долг за газ? В жэках говорят, что мол, горячую воду на некоторое время отключали, значит, люди подогревали на газовых плитах холодную и, таким образом, потребляли больше газа. Это справедливо? 

— Согласно порядку, утвержденному Кабинетом Министров, жэки обязаны выполнять работы по горячей воде не более 15 дней. Эти 15 дней идут в зачет поставки горячей воды. Если свыше 15 дней работы продолжаются, тогда человеку платежка не выставляется.

— Сейчас в каждом населенном пункте разные тарифы, потому что они устанавливаются органами местной власти. Планируется ли их привести к одному уровню? 

— Сейчас принят закон о регуляторе, в котором записано, что регулирование цен будет производиться согласно выделенной лицензии. Для работы с теплом и водой нужна такая лицензия. Мы в министерстве, например, выдавали такие лицензии на производство, транспортировку, реализацию тепла предприятиям с годовой мощностью 20 гекакалорий и выше. Таких предприятий по Украине 193. Им всем НКРЭ и будет устанавливать тарифы на горячую воду и тепло. Кроме этого, мы выдавали лицензии на воду и водоотведение городам с населением свыше 100 тыс. человек. В городах, где население меньше 100 тысяч, лицензии выдавали местные органы власти. Получается, что где население свыше 100 тыс.чел. – там НКРЭ будет регулировать тарифы, а где меньше – тарифы будут устанавливать местные власти. Но у нас сейчас есть возможность в областях создавать объединения, где цены будет также устанавливать регулятор.

Я приведу для примера Донецкую область. В этой области есть компания «Вода Донбасса». Она объединяет 21 водоканал — это 21 город. Во всех этих городах стоимость воды – около 3 грн за куб. м. Эта цена единая, независимо от того, работает предприятие убыточно или прибыльно. Поэтому для таких объединений цену будет устанавливать Киев, НКРЭ. Мы говорим сегодня всем областям – создавайте такие объединения, тогда у вас в регионе везде цена будет одинаковая, и цены будет устанавливать не местная власть, а Киев. Вот как можно уравнять цену на воду. Больше всего несправедливость проявляется при образовании цены на воду. Потому что одни районы водные — такие, как Киев, Запорожье, Днепропетровск, Херсон. Они находятся на Днепре, поэтому берут днепровскую воду, пропускают ее через очистные сооружения, подают ее в город и не тратятся на транспортировку на многие километры. А есть области маловодные, в которых затраты на транспортировку воды высокие. Например, в Запорожской области, чтобы подать воду в Бердянск, где качественной воды нет, приходится ее транспортировать почти на 100 километров. И все затраты по транспортировке ложатся на Бердянск. Мы считаем, что это неправильно — затраты по транспортировке государство должно брать на себя. И тогда цены на воду в Бердянске будут такими же, как в Мелитополе и Запорожье. Такие же проблемы нужно ликвидировать в Днепропетровской, Донецкой области и многих других. И тогда цена по Украине будет примерно одинаковой, плюс-минус 15-20%. А эту разницу государство будет покрывать за свой счет. Через тот же регулятор мы хотим цену выровнять, чтобы люди не страдали от того, что от них не зависит.

— Есть ли уже хотя бы приблизительные подсчеты, сколько средств сможет получить нефтегазовый комплекс от повышения тарифов? 

— Мы не ставили перед собой задачу провести такие подсчеты. Наша задача сегодня – оплатить в полном объеме тот газ, который мы потребляем. Сейчас у нас задолженность за газ за прошлый отопительный сезон – 2,4 млрд грн. Из них 1 млрд – это разница в тарифах, которая сложилась из-за того, что в прошлом году из-за выборов не были пересмотрены цены. А остальные деньги – 1,4 млрд грн мы должны собрать у должников и отдать за газ. И наша задача – 100% рассчитываться за газ.

— А нет ли опасений, что в связи с повышением тарифов количество неплатежей резко возрастет? 

— Действительно, такие опасения есть. Мы анализировали ситуацию, когда ранее росли цены, и видели, что, как правило, вначале платежей становится меньше, в процентном выражении. Но в денежном выражении несколько месяцев мы будем получать ту же сумму, что и раньше. А потом, через 2-3 месяца, ситуация выровняется. Ведь каждому человеку нужно получить платежку, оценить свои возможности по оплате, если у него есть соответствующее право, то получить субсидию. Поэтому первое время будет определенное процентное падение платежей. Но денежная масса падать не будет.

— А механизм начисления пени как-то поможет в этом вопросе? 

— Пеня может заставить задуматься тех людей, которые могут платить, но не хотят. То ли из неаккуратности в своих расчетах, то ли из-за необязательности, то ли просто из-за нежелания... Пеня должна их дисциплинировать.

— Чем больше люди будут платить за ЖКУ, тем острее будет стоять вопрос об улучшении качества услуг…

— Вы правы, это основной вопрос – повышение качества услуг. И наша задача сегодня – это модернизация теплоэнергетики. Это установка новых котлов, сокращение потребления газа, установка тех элементов, которые дадут нам более четкую возможность соблюдения всех тепловых режимов. И то, что мы сегодня закрываем котельные, загружаем недогруженные котельные, ставим более новое технологическое оборудование – это дает нам возможность предоставлять более качественные услуги по отоплению.

Большая сложность по качеству услуг у нас остается за жилыми домами. Именно состояние жилых домов – составляет большую часть жалоб жильцов. Жалуются на забитые стояки, которые не промываются, на отсутствие нормального давления в трубах, и т.д. Поэтому сегодня мы уделяем большое внимание состоянию жилых домов.

Когда в жилом доме есть хозяин, дело обстоит проще. Тогда дом переходит на договорные отношения со всеми предприятиями – поставщиками услуг. А в таком случае, проще спросить у поставщика, почему та или иная услуга – некачественная.

Поэтому мы говорим, что один из главных компонентов нашей реформы – это создание Обществ совладельцев многоквартирных домов (ОСМД). В таком случае у дома есть хозяин.

К сожалению, сейчас многие жэки не контролируют, какая температура в теплосетях, какое давление пошло на дом, потому что у них нет нормальной системы наблюдения за каждым домом. Поэтому, когда у дома появляется хозяин, любая проблема этого дома будет видна, очевидна, и ее можно будет быстро устранить. При ОСМД в каждом доме есть свои счетчики – и четко видно, сколько тепла пошло на дом, ведется учет каждого часа. Должны быть и счетчики водоснабжения – сколько воды подавалось и когда именно. И если возникают какие-то претензии, будь-то по водоснабжению, или зимой по температуре в помещениях, то ОСМД может обратиться к поставщикам этих услуг, и проконтролировать выполнение работ.

На днях у меня состоялась очень хорошая поездка в Винницу, и я там увидел, как местная власть решила вопрос с качеством ЖКУ. У них есть диспетчерская служба, выведенная на компьютерную линию. У каждого коммунального предприятия есть компьютер. Получил диспетчер информацию о том, что где-то течет вода в подвале — эта утечка должна быть ликвидирована в течение трех часов. Как только такая информация появляется в компьютерной системе, она сразу поступает в жэк, а там диспетчер принимает заявку и направляет ремонтную бригаду на место вызова. А после того, как проблема решена, диспетчер может обратиться к тому человеку, который обратился с жалобой, так как его номер также хранится в компьютерной системе, и отчитаться, что утечку воды устранили. Вот так в Виннице решен вопрос контроля качества услуг.

В Виннице есть еще один показательный момент. Они сделали структурную перестройку в жэках. Там было 25 жэков, осталось только 12. Но оставили то же самое количество людей, увеличив обслуживание жилищно-коммунального фонда вдвое. Людям подняли зарплату. И с жэками заключены договора, чтобы они оперативно выполняли всю необходимую работу. Также введена отчетность жэков перед населением – там подписывают акты о всех работах и дают на них гарантию. Мы стремимся к тому, чтобы во всех городах Украины все было также оперативно. И о полной ликвидации жэков речь не идет. Главное – чтобы услуги были более качественны, и чтобы их выполнение можно было проконтролировать.

— Вернемся к Вашей поездке по регионам. Вы проверяете готовность к отопительному сезону. Какие главные проблемы можно выделить? 

— Самая большая проблема – подготовка жилого фонда. Мы решили, что каждый акт должен будет подписывать специальный инспектор. И теперь, когда инспекция приходит в дома, то видит, где затоплены подвалы, где нет стекол или дверей, где не отремонтирована крыша. И в таком случае, акты не подписываются. Такая же проверка проходит в учебных заведениях разного уровня, медицинских учреждениях.

Кроме того, у нас есть вопросы к регионам по расчетам за энергоресурсы. Как я уже говорил, долги по газу очень большие – 2,4 млрд грн. Есть задолженность по электроэнергии. К сожалению, 138 млн грн – это долги по зарплате работников жилищно-коммунальной сферы, и мы требуем, чтобы к началу отопительного сезона этот долг был погашен.

Но главная задача – чтобы все школы, больницы, садики были готовы к отопительному сезону до 1 сентября. Ни о какой работе по подготовке к отопительному сезону этих учреждений после 1 сентября речи быть не может. Когда дети сядут за парты, никаких проблем уже быть не должно. Все школы должны быть готовы раньше.

Во-вторых, мы поставили задачу до 15 сентября подготовить к отопительному сезону жилищно-коммунальный фонд. Крайний срок этих работ – 1 октября. К этому времени все дома должны быть готовы, трубы промыты, котлы наполнены, оборудование проверено. Все должно быть, как говорится, в полной боевой готовности. И если будет резкое похолодание, то мы начнем отопительный сезон по школам, больницам, садикам – с 1 октября.

— Назовите основные этапы реформы ЖКХ – так сказать пошаговый план этих преобразований? 

— В реформе ЖКХ намечено три основных шага. Первый и самый главный из них – определить хозяина жилого дома. И у нас на сегодняшний день есть для этого определенные резервы.

В Украине сейчас 215 тысяч многоэтажных жилых домов. Из них порядка 20% построены после 1985 г. Это дома, не требующие капитального ремонта. Остальные дома нуждаются в модернизации. В этих домах нужно только помочь людям создавать ОСМД, найти активных людей, обучить их, дать им всю законодательную базу, чтобы они отстаивали свои права.

А что мы имеем? Из 215 тысяч жилых домов только в 11 тысячах созданы ОСМД. Этого количества недостаточно. Но мы хотим решить эту проблему. У нас есть почва для реформ. У нас в министерстве действует Департамент по реформированию отрасли, и есть специальный сектор, который отвечает за подготовку кадров в системе ОСМД.

Уже есть договоренности с восемью украинскими вузами о том, что они будут обучать руководителей ОСМД. Потому что люди должны знать свои права и обязанности, должны ориентироваться в нормативных документах, регулирующих деятельность ЖКХ.

Вторая задача – перейти на договорные отношения со всеми службами, которые работают на дом.

И третья задача – финансовая стабилизация в нашей отрасли. Потому что когда предприятие работает убыточно, оно не может вкладывать деньги в дальнейшее свое развитие, и тем самым, не может повышать качество предоставляемых услуг.

— Если все шаги намечены, то каких изменений в законодательстве не хватает для быстрого и качественного проведения реформ в отрасли?

— Мы подготовили практически всю законодательную базу. У нас на сегодняшний день готовы практически все законопроекты, которые регламентируют деятельность отрасли. Один из главных документов – Жилищный кодекс. Подготовлен ко второму чтению законопроект о внесении изменений в закон о передаче предприятий жилищно-коммунального хозяйства в аренду – концессию. Это даст нам возможность привлечь инвестиции. Готов проект закона об определении теплотворных возможностей жилых зданий. Мы видим, что причина самых больших потерь тепла – состояние жилого дома. Нужно утеплять жилые дома. Но мы должны сегодня определить, на что делать основной упор, на какие элементы.

Наработки по законодательной базе у нас есть. Мы договорились, что с началом работы парламента будет выделен один день для рассмотрения законов, регулирующих деятельность жилищно-коммунальной сферы.

— То есть, свет в конце туннеля уже виден?

— (Улыбаясь) Мы его видим. По крайней мере, мы собрали команду, в которую входят настоящие специалисты, профессионалы своего дела. Это люди, которые долгое время работали в этой отрасли, знают все ее проблемы, и понимают, как их решить. И я думаю, что у нас все должно получиться.

Галина СТУДЕННИКОВА
Переглядів: 1054 | Додав: Admin | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]
Форма входу
Пошук
Статистика

Онлайн всього: 2
Гостей: 2
Користувачів: 0